130 лет балету П.И. Чайковского «Щелкунчик»

«Щелкунчик» в постановке Михаила Шемякина Фото Михаила Вильчука © Мариинский театр

В декабре и январе на сценах Мариинского театра царит главная зимняя сказка – «Щелкунчик». 18 декабря (6 декабря по старому стилю) этот знаменитый балет отмечает 130-летие со дня мировой премьеры в Мариинском театре. Сегодня на главной петербургской сцене идут сразу две версии знаменитой сказки, а многие артисты и зрители связывают со спектаклем свои предновогодние традиции. Чтобы каждый, кто не успел приобрести билет, мог попасть в сказку и зарядиться новогодним настроением, Мариинский театр дополнил репертуар несколькими дневными представлениями: 29 декабря в хореографии Василия Вайнонена, 30 декабря в постановке Михаила Шемякина, а также 2627 и 28 декабря в исполнении артистов Театра балета им. Л. Якобсона.

Листать галерею

Впервые «Щелкунчика» Петра Чайковского на либретто Мариуса Петипа в хореографии Льва Иванова мир увидел в декабре 1892 года именно на сцене Мариинского театра. Роскошно оформленный спектакль отвечал духу балетов ХIХ века, где внимание балетмейстера было сосредоточено на богатстве танцевального текста. «Нет в музыке «Щелкунчика» ни одного ритма, ни одного такта, который не перелился бы в танец. Все кипит на сцене тихим плеском тишайших фигур с взрывами румяного счастливого детского смеха», – с ностальгией вспоминал критик Волынский постановку Иванова, снятую с репертуара после революции. Авангардные 1920-е подарили ленинградской сцене новое прочтение музыки Чайковского в спектакле, поставленном Федором Лопуховым. Однако пластические эксперименты и подчеркивание хореографом трагического начала партитуры Чайковского были встречены критикой настороженно. И уже в 1934-м в афише появился новый «Щелкунчик» – «классическая» постановка Василия Вайнонена, знакомая каждому с детства, в том числе и артистам. В этом спектакле с юных лет начинают выходить воспитанники Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, а потому в предновогодние дни на исторической сцене можно увидеть не только прославленных солистов Мариинского театра, но и спектакль, где все партии танцуют студенты. 

Другая версия «Щелкунчика» идет в Мариинском театре на новой сцене. В постановке Михаила Шемякина и Кирилла Симонова (2001) на первый план выходит «гофмановская» сценография и костюмы, где мыши похожи на людей, а люди — на мышей, многие герои носят маски с длинными носами, а вальс снежинок оборачивается зловещей вьюгой. На этом богато декорированном спектакле, где каждый до мелочей проработанный элемент хочется рассматривать, зрителю ни на мгновение не приходится скучать.

Обзоры городов. Проект Мода Города — о возможностях продвижения российских производителей одежды, чтобы войти в новые города России. Этот проект посвящен современным российским городам и партнерам Сарафан24.ру, которые работают в модной индустрии и вдохновлен ими. Под общей обложкой проекта богатая мозаика историй моды и города. Привлекаем внимание к его главным действующим лицам: покупателям одежды, которые своими повседневными делами и настроениями проектируют город и популярные маршруты шопинга. Город, насыщенный впечатлениями и эмоциями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *